Мацеста, село Прогресс… Дальние горы, источающие аромат снега, море голубоватой линией внизу, черкесского периода руины и невероятно гостеприимный хозяин Romyald, рассказывающий по дороге к своему дому историю этих мест.
Нас встречает белоснежная хата 1947 года постройки, окруженная выделенными по ленинскому Указу в 1945 году, 36 сотками земли.
Застолье с непередаваемым и таким родным колоритом, настоящий самовар на сосновых полешках, прекрасный горный чай на воде из черкесского колодца и вино… Визит drevniy и знакомство с этим потрясающим человеком, снова разговор на исторические темы — что может быть лучше?
Здесь в полной мере начинаешь ощущать, что горское прошлое всегда незримо следует за нами, перетекая в совершенно иную жизнь при советской власти, и все это окружает и подпитывает оцивилизованное настоящее.
Гостеприимнейшая атмосфера, в лучших сочинских традициях. Редчайший случай, когда в одном месте собираются коренные местные жители и рассказывают друг другу истории своих семей.
Чуть позже я останусь в пространстве дома одна, а мужчины отправятся в погреб, дегустировать чачу…
В непростом 1947 году передовикам производства могли отдавать за заслуги на стойматериалы разбираемые за ненадобностью разнообразные строения, в нашем случае основой для дома стал сарай для сушки табака.
Драгоценные семейные снимки
Доски, дранка, глина — обычная для Кубани и сейчас хата, кстати, сохранившиеся с 30х годов дома на Ажеке построены точно так же, только сверху дополнительно обшиты каштановой доской.
В то время все собиралось с миру по нитке: дом, принадлежащий моим родным, был построен в 1936 году примерно по той же самой схеме и технологии, но перестроен в 1967 практически полностью.
Сердце хаты — печь, не перекладывавшаяся ни разу с тех давних лет. К нашему приезду ее затопили, и живое тепло мигом обогрело и расслабило, окутав непередаваемым уютом.
Почему именно хаты? Бабушка Романа была украинкой, хоть и родилась в России, в Славгородском округе Омской губернии, поэтому называла дом «хатой» и никак иначе.
Рядом — коллекция предметов, некоторые из них, к своему стыду, я и назвать-то правильно не смогла :)
Сечка для капусты оказалась одним из них. Странно, но у нас ничего подобного не сохранилось.
Медная посуда — отдельная гордость.
Клепочный топор бондаря, с клеймом мастера.
Лампады… Родные такие керосинки.
Для того, кто первым правильно назовет этот предмет, у меня припасен отдельный подарок. :)
Погреб — мир отдельный.
Снимать бессмысленно, необходимо дегустировать! :)
Я специально не стану рассказывать полную историю маленького музея и семьи Романа, потому как никто лучше него самого не сможет этого сделать. Приезжайте, познакомьтесь, увезите с собой самые теплые ощущения и прекрасное вино.
У Романа есть просьба, касающаяся наполнения хаты вещами тех лет, и каждый сейчас может отдать что-то, надежно забытое на «черный день», туда, где оно обретет новый дом и настоящий смысл.
И до новых встреч в этом удивительном месте!)
В гостях у Romyald*а или путешествие во времени
Нет комментариев
Добавить комментарий